Харизма Запесоцкого

Есть люди, которые не желают быть богатыми. Немного, но есть. Есть и те, кто не хочет быть красивыми. Но, уверена, на свете не найдётся ни одного человека, который отказался бы быть харизматичным.

Меня всегда интересовал феномен харизмы. Что это? Откуда она берётся в человеке? Даётся ли как красота при рождении, или её можно в себе взрастить? Почему одного человека мы, не задумываясь, причисляем к харизматическим личностям, даже если ничуть не симпатизируем ему, а за другим -- пусть и милейшим из милейших -- готовы признать какие угодно качества, но только не харизматичность?


Я чётко разделяю понятия «обаятельный» и «харизматичный». Харизматичный человек, в отличие от просто обаятельного, способен повести за собой не только жену и тёщу, но и огромные массы людей. Харизматичные люди всегда вызывают в людях сильные и противоречивые эмоции: их либо любят, либо ненавидят, но равнодушными они не оставляют никого.

Владимир Путин, Пётр Первый, Авраам Линкольн, Шарль де Голль -- список харизматичных персон можно сделать очень длинным, но какой от этого толк, если нет возможности посидеть с ними за одним столом, поговорить, залезть в голову, понаблюдать за их поведением и, наконец, понять: из чего, собственно, складывается харизма? Из каких таких составляющих?

Если бы у вас появился шанс встретиться и побеседовать с личностью, безусловно, харизматичной, яркой и неоднозначной, вы бы им воспользовались? Вот и я -- да.

Мою заметку о линейке Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов прочёл его ректор Александр Сергеевич Запесоцкий и прислал короткое вежливое письмо а-ля: «Спасибо. Очень приятно. Хорошие снимки». А я -- в ответ: «Дайте интервью, Александр Сергеевич!» А он взял и дал.



Получился хороший обстоятельный разговор о высшем образовании сегодня. Читайте. Кстати, выводы о том, из чего состоит харизма, я сделала. Ими, конечно же, поделюсь.

А сегодня, на ваш взгляд, представляет ли высшее образование какую-то ценность? Если да, то какую? Если нет, то почему?
Сегодня в России университетский диплом -– что-то вроде справки, что у тебя СПИДА нет. Когда у человека спида нет - это нормально. Но ни о чем больше не свидетельствует. И импотент, и страдающий бесплодием такую справку легко представят «по требованию». А вот дальше-то что?..

Сегодня громадное большинство наших соотечественников поддерживает внешнюю политику России. Но все понимают, что внутри страны что-то идет «не так». Образование – существенная часть этого «не так». Госполитика последних 10 лет в образовании, мягко говоря, небезупречна. Отсюда – и развал образования, и девальвация в глазах общества ценности вузовского диплома.

Каков, по вашему, должен быть процент людей с высшим образованием в обществе, чтобы оно функционировало без перекосов? Чем больше людей с высшим образованием -- тем лучше? Или всё-таки нет?

ХОРОШИЙ ДВОРНИК –- ЭТО ХОРОШО. А ПЛОХОЙ ВРАЧ ИЛИ ЧИНОВНИК –- ПЛОХО.
В СССР 16% выпускников школа поступало в вузы. Сейчас, конечно, эта цифра должна быть больше раза в 3-4. Но точно сказать не берусь. Вопрос «тянет» на хорошую статью в научном журнале. Компартия РФ требует высшего образования для всех, как в Японии. Мотивы замечательны, но и так уже нужно миллионы таджиков с узбеками ввозить, чтобы улицы подметали и дома строили. В идеале для существенной части наших соотечественников нужны отличные школы и отличные ПТУ, плюс хорошее телевидение, кинематограф, доступ к настоящим ценностям культуры. И ещё -- уважение к ручному труду. Чтобы дворнику и водителю грузовика общество давало уважение к себе, чувство достоинства.

Вы уже 23 года как ректор. И все эти годы к вам приходят учиться вчерашние школьники. Как вы оцениваете уровень их сегодняшней подготовки? Изменилась ли она по сравнению с тем, что было 20, 10 лет назад? Если да, то как?

Благодаря реформам наших "либералов" теперь в школах вместо воспитания творческой личности предложено готовить "квалифицированного потребителя". Потом удивляются, что работать некому и все разваливается. То, что случилось, - катастрофа. Сегодня страна вообще не готовит детей к учебе в университетах. Готовит к шопингу.

При нашем конкурсе (в СПбГУП - 50 человек на место), получаем на входе в вуз способных ребят, испорченых школой и одурманеных телевидением. Когда смотрю на то, что делают с детьми, хочу назад в СССР. На нудного Брежнева не согласен, но строгого Андропова пусть воскресят.

В целом, "реформа" школы -- дурдом.

Ваше отношение к ЕГЭ?
Вместо развития творческих способностей, умения мыслить детей натаскивают на тесты.

Это беда. Результат -- деградация нации. Убежден, что ЕГЭ имеет право существовать только как дополнение к нормальным школьным экзаменам (образца школы в Советском Союзе). В нынешнем виде это неприемлемо, деформирует школьную подготовку в старших классах.



Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов занимает первые места в городе по двум важнейшим показателям: 1) по количеству абитуриентов на одно бюджетное место, 2) по показателям трудоустройства выпускников ВУЗа. Дальше есть к чему стремиться? Если да, то к чему? Что в планах?
У меня только одна проблема: как сохранить качество образования, когда сильно мешают.

Как вы относитесь к студенческому братству, которое очень популярно в зарубежных университетах?

В университетах нужно развивать коллективизм, взаимопомощь, учить настоящей дружбе. А власть навязывает нам понимание ВУЗов как коммерческих предприятий. Я теперь «бабки» делать должен, а не образованием заниматься? Хорошо отношусь к университетскому братству. Только не в американском варианте и не в современном российском, образца персон из ЛГУ, вроде Сердюкова с Васильевой. Те еще «братцы»…

Как вы оцениваете наши ведущие ВУЗы по сравнению с зарубежными ведущими ВУЗами? Мы можем с ними конкурировать? Мы с ними одного уровня, выше, ниже?

По-моему, в России готовится почва для прихода западных университетов на место наших. Для этого российские ВУЗы нужно сильно прижать, придавить, что и происходит. Ни американская, ни западноевропейская система нам не годятся. Поэтому для работы в России пока лучше готовят наши вузы. Но это -- пока…

В вашем университете очень строго с дисциплиной, говорят. Почему вы придаёте дисциплине такое большое значение сейчас, когда так модно говорить о самовыражении детей и свободе их личности, когда со школьников принято сдувать пылинки, когда школа, после которой к вам приходят учиться, перестала быть местом, где принято пахать, а стала местом тусовки? Что заставляет вас идти против этого популярного нынче тренда в российском образовании?

Не хочу торговать дипломами, к чему сегодня толкает внешняя среда. Поэтому и требую от всех дисциплины, порядка.

Хотите, чтобы Вас оперировал врач-прогульщик? А лететь на самолете, где пилота не доучили, хотите? А ездить по мосту, спроектированному тусовщиками?

Зачем дисциплина? Если Бог дал человеку Талант, нужно вести себя исключительно ответственно, чтобы этот талант реализовать. Реализация креативных качеств начинается с дисциплины. Работодателю не нужны ленивые бездельники, рассуждающие о своей значимости. Нужен качественный продукт работы. И вовремя. Кто этого не понимает – пусть тусуется в других «университетах». Для того, чтобы сдувать пылинки с детей VIP-родителей, в России достаточно ВУЗов, которые чиновники назначили «ведущими».

Любой увлечённый человек ставит своё дело во главу угла. Университет -- это то, чему вы уже отдали большой отрезок своей жизни. Осталось ли в ней место чему-то ещё, что для вас не менее, а, может, и более важно, чем ваш университет? Поделитесь?

Этого почти никто не понимает, но я никогда не жил на деньги Университета. СПбГУП для меня -- счастливый шанс самореализации.

Оборачиваясь в прошлое вижу, что очень много недодал сыну. Хочется что-то успеть сделать для дочери и внука. Они ровесники, 2013 года рождения. И шанс у меня, надеюсь, еще есть.


Когда Александр Сергеевич говорил о своём университете, у него был вид влюблённого. Ректор, безусловно, одержим своим делом. Его лицо озаряется страстью, когда он о нём говорит. Говорит Запесоцкий настолько увлечённо и уверено, что в какой-то момент у тебя появляется ощущение, что он не только владеет Истиной, но и может предвидеть Будущее.

Носители харизмы -- все такие: бескорыстные фанаты своего дела. Это отличает их от торгашей, которые готовы поступиться интересами дела, если предложена хорошая компенсация. Запесоцкий ни на йоту не готов. В ущерб собственным нервам этот ректор прёт против тенденций в образовании, которые считает вредными. Он идейный, а, значит, вокруг него нет места халтуре. Уважаю.

Вторая черта, которая прёт из Запесоцкого, -- это многомерность. Есть личности плоские, а есть -- объёмные. Александр Сергеевич -- абсолютно точно формата 3D. Он сочетает в себе, казалось бы, несочетаемые черты: жёсткость и доброту, простоту и аристократизм, невозмутимость и экспрессивность, уверенность и ранимость. Это и есть богатство характера, которое, по моему мнению, является фундаментом харизматичной личности. Многомерность готовы воспринимать не все.

Лучше всех харизму улавливают, видимо, впечатлительные студентки. Отсюда – и легендарная популярность Запесоцкого у слабого пола. Занятно, что вся критика Запесоцкого в комментах к моему первому тексту о его университете свелась к переживаниям озабоченных граждан по поводу его сексуальной жизни. Но, что поделать: девочек влечет сильная харизма. А серость их не влечет. Девочки хотят жить страстями…

Такая вот сложная, многогранная, удивительная личность и просто хороший человек, который служит людям и по-детски радуется, когда ему говорят за это “спасибо”.

Пока я готовила интервью, на Запесоцкого в очередной раз "наехал" Рособрнадзор. Несмотря на отличные показатели качества образования, чиновники в десятый раз пытаются лишить университет лицензии. В конфликт уже вмешался учредитель универа: Федерация независимых профсоюзов России. Зная Запесоцкого, Рособрнадзору придется несладко.

Давайте обсудим его ответы на мои вопросы об образовании. С чем согласны? Что готовы оспорить?


Subscribe to  miss_tramell
promo miss_tramell январь 12, 2012 22:39
Buy for 9 000 tokens
Если у вас стоит задача не просто отработать рекламный бюджет и отделаться, а сделать так, чтобы информация о ваших товарах или услугах принесла результат в виде роста продаж и узнаваемости бренда, вы можете разместить свой рекламный пост у меня в блоге. Мой блог -- один из самых популярных в ЖЖ.…
про егэ не согласна. другое дело, что экзамен нужно проводить с меньшими нарушениями, но это уже другая тема. отдавать выбор абитуриентов на откуп вузам нельзя
Нравится ректором? Слышала про него, что жуткий бабник :)
Все правильно говорит. У меня племянник - школьник. Так он на каникулах в школу рвется. Дома ему, видите ли, скучно. Не учиться рвется, а потусоваться. Учится он так себе. Он в школу за общением ходит, а так быть не должно. Учеба - это тяжкий труд.
Сильнее моего согласия с ним по всем пунктам только моя же ненависть к ЕГЭ... Но даже не могу представить, насколько ему тяжело столько лет биться против системы за свою точку зрения.
Лена, если ты общалась с его женой 14 лет назад, то не очень-то она молодая) ну, или ей лет 5 тогда было ))
говорить надо
если молчать, совсем всё стухнет
я же вот говорю
и потихоньку, со скрипом, через "не хочу", через "отстань от нас" слышат же
Мнебы не хотелось, чтобы мои дети учились в школе современного российского образца. Я за дисциплину и порядок все же. Прав ректор. И это очень печально, что "сегодня в России университетский диплом -– что-то вроде справки, что у тебя СПИДА нет".
Реформа школы - ад, согласен с с ним.
Это вредительство похлеще многих будет, ибо приводит к непоправимым последствиям.
Даже хуже коррупции.
У него есть гравити.. Как солнце притягивает планеты, так и человек с сильным гравити притягивет внимание. А харизма - внешнее проявление гравити.
Гравити взращивается любовью и уважением к своему отцу, к совей родине.
А по моему, у него просто отлично варит голова, раз он поддерживает на высоком уровне такую огромную махину.
Судя по интервью - умный мужик. Но его раздерут на части чинуши, жаль, если ему ппц будет(((
егэ меня к большому счастью миновало, а вот если бы мои одногруппники-экономисты были врачами, лечиться бы не пошла ни к кому, потому что это было небезопасно для жизни. Хорошо хоть один ВУЗ остался, где надо учиться, и нельзя гулять и покупать сессии.
Вузовские преподаватели все понимают, что реформа школы - ад. А наши чиновники не хотят даже слушать об этом.
Правильно говорит ректор, только съедят его с такими взглядами, к сожалению.
Согласна со всем). Все он верно говорит. Работаю в сфере образования, вижу, как медленно и методично в России образование разваливают(.
Харизмой моего тренера напомнил) Все верно - человек любит свое дело и не поступится своими принципами. А также бывает разный. У нас некоторые тренировку не пропускают только из уважения к нему (неправильно, конечно, но лучше, чем пропускать)).
За молодую жену респект! ))
Согласна с тем, что ценность высшего образования сейчас почти никакая - у большинства молодежи есть диплом, а со знаниями проблемы. Даже со знаниями школьного уровня. И зачем их столько с дипломами, если половина из них никем, кроме секретарши или продавца, работать не могут? Прошу заметить, не все, но хорошая такая часть...
Насчет ЕГЭ ничего не скажу. Мама-педагог, готовящая детей к ЕГЭ, тихим шепотом матерится...
мама твоя матерится не из-за егэ, а из-за того, что деятельность учителей оценивают по результатам теста. это в корне неправильно.
С Александром Сергеевичем Запесоцким согласен полностью.
Говорит грамотно и правильно.